Умение самому принимать решение, не поддаваясь давлению других людей и оценивая последствия своих действий, - шаг к подлинному взрослению.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, рассматривается в качестве центрального личностного образования и является регулятором поведения человека.
Самооценка формируется в детском возрасте и является важной составляющей развития в подростковом и юношеском возрасте.
Неустойчивость самооценки у подростка связана с ограниченностью жизненного опыта и различными критериями оценок его разными людьми. Это стимулирует раздумья, сомнения и повторные оценки себя: «Если я принял решение и, преодолев препятствия, сделал это – значит я упорный», «Если я сумел выполнить все задания трудной контрольной по алгебре – значит я умный», «Я не сдал реферат по биологии – значит, меня не аттестуют и оставят на второй год, я не способный».
Так называемые «нелогичные» (с точки зрения взрослых) поступки связаны с потребностью самопроверки своих возможностей.
Умение принимать самостоятельно решения для достижения поставленных целей влияет на развитие и формирование у ребенка адекватной самооценки. Он должен научиться при принятии любого решения продумывать шаги и предвидеть последствия.
Поэтому подростка необходимо ознакомить с этапами принятия решения и, поначалу, в игровой форме развивать умение принятия решения в различных ситуациях.
Чтобы проиллюстрировать процесс принятия решения можно провести с ребенком простую игру.
Игра «10 баллов». В эту игру могут играть как 2 человека, так и несколько. По команде каждый участник игры показывает с помощью пальцев какое – то количество баллов. При этом двое или несколько человек должны в сумме получить 10 баллов. Проводить игру можно несколько раз, до тех пор, пока не получится в сумме 10.
После игры обсудите с ребенком результаты:
- как он принимал решения, какое количество пальцев показывать,
-расскажите ему, как вы принимали эти решения,
-выясните, из каких этапов состоит принятие решения,
-познакомьте ребенка с алгоритмом принятия решения.
Этапы принятия решения:
1. Оценка ситуации. Формулирование проблемы.
2. Придумывание возможных вариантов решения (при этом избегайте оценки
вариантов и выбора одного).
3. Оценка возможных вариантов решения, их реальности, желательности,
возможных последствий. При необходимости поиск дополнительной
информации.
4. Выбор решения. Можно выбрать несколько, не противоречащих друг другу,
решений и попытаться свести их в общее решение.
Практикум
Разберите с ребенком по этапам несколько проблем. Например, как исправить двойку по физике, как организовать праздничный вечер по случаю его дня рождения, как улучшить его взаимоотношения с кем-то из друзей или родственников и т.п. Можно для этих игр выбрать и глобальные проблемы, например, как установить контакт с инопланетянами, прилетевшими на Землю т.п.
|